Карта сайта
Вернуться в предыдущий раздел

Юго-Камский машиностроительный завод им. Лепсе

Фонд № 213. Крайние даты документов: 1937–2004

Описи фонда

Историческая справка

1746 год - Основание баронами Строгановыми медеплавильного завода в собственных землевладениях на Югу Камском, в 10 верстах от р.Камы по соображениям безопасности от грабителей. Завод строился для плавки привозных медных руд и ковки железа. Собственных рудников завод не имел, о чем в выписке Берг-Коллегии за 1748 год сказано : " в прииске вновь руд к тому их заводу надежды не имеетца. В помянутой окружности в прииске медных руд означенный их завод, не токмо претерпевать в рудах будет крайней недостаток,но всеконечую остановку".., попытки найти руду на месте делались, но в основном поставка медных руд шла с Яйвинских рудников. На выбор места для завода влияли такие факторы, как наличие реки для постройки пруда, наличие торговой дороги на Казань и изобилие топлива для металлургического производводства. , 1773 год - : Захват Юго-Камского завода двухтысячным отрядом сообщников Пугачева из числа тулвинских башкир и осинских крестьян. При захвате пугачевцы не встретили никакого сопротивления от рабочих завода. 1803 год - Из-за недостатка медных руд перестало функционировать медеплавильное производство. Железоделательное производство стало развиваться быстрее. Основными изделиями того времени было, кричное железо, разносортные гвозди и скобы лодейные, мастерские клейма, различные поделки и ремонт якорей с соляных судов 1822-1646 года. Возврат к производству меди из найденных у Нижних Муллов месторождений. 1830-1840 годы. Постройка первых газосварочных печей для обработки кричного (расковочного) железа, установка прокатного ' и резного станов, приводимых в действие водой: р.Юг. С этого времени кричное железо стали прокатывать и резать на заготовку для производства кованных гвоздей. 1833 год - Постройка второго вспомогательного завода для ковки строевых, баржевых, штукатурных и сапожных гвоздей. Там же была построена лесопилка и мельница для размола зерна. Новый завод назван Варваринским, по имени владелицы завода ВАРВАРЫ ШАХОВСКОЙ, получившей завод по наследству.Эти сооружения просуществовали недолго и сгорели. 1873 год - Резной стан и кузница к 1873 году были перенесены на верхний завод, а вместо них ни нижнем Варваринском заводе организовалось листокатальное производство. 1887-1900 года. В эти годы наблюдается переоборудование и расширение завода. Появились первые две паровые машины, поднявшие производительность завода. 1903год : — Поставлена первая электростанция в листокатальной фабрике нижнего завода. 1880-1909 годы. В этот период с назначешем первого горного инженера на завод О.Ф.НИКОЛАЙ началось широкое строительство цехов завода, кузнечный цех построен в 1880 г., механический в 1890 г., прокатный - в 1880г., литейный - в 1904 г., мартеновский цех - в 1909г. Кроме изготовления сортового и кровельного железа, проволочных гвоздей, железнодорожных скреплений, болтов, гаек, заклепок, костылей и накладок завод - приспособился вьделывать и железные цепи, слесарны - тисы, крючья для изоляторов, кузнечные наковальни, дверные петли и накладки, кузнечные молотки, оси и втулки для телег, чугунные плиты, печные дверки, вьюшки, заслонки, утюги. В это же время было заложено основание по производству молотилок и конных приводов к ним, что и составило профиль завода. - Торговля изделиями расширилась и для сбыта продукции организовались склады и лавки в Перми, Усолье, Сарапуле, Елабуге и Казани. 1905 год- Революционные события докатились до Юго-Камска и были отмечены всеобщей трехдневной забастовкой, инициаторам которой были рабочие механо-сборочного цеха. Рабочие завода принимали активное участие в февральской и октябрьской революциях 1917 года. . 1914 год - Возникшая в 1914 году война с Германией заставила завод выполнять заказы для нужд обороны. Впервые на заводе ' была применена отливка чугунных стаканов и крышек для бомб в металлических изложницах. 1915 год - Завод начал изготовлять колючую проволоку, доведя ее выпуск до 6000-7000 пудов в месяц. По архивным данным завод выпустил 14200 тонн слитков, 11400 тонн проката, 386 молотилок и 604 привода к ним и 350 -тысяч килловатчасов электроэнергии. Выпуск этого года в суммовом выражении в ценах 1926-27 годов составил 2500 тыс.руб. В масштабе цен 1971 года это будет 200 тыс.руб. Сравнивая данный выпуск с мощностью заводе в 1971 году получится, что завод вырос за годы Советской власти в 72 раза. 1918 год - Свирепствовавшие в конце 1918 и начале 1919 года на заводе колчаковские банды в течение нескольких месяцев расправились с передовыми рабочими (были расстреляны Чупин Н.А., Аликин Д.П» , Чернышев И.Б. , и др. ) и расправились с семьями революционно-настроенных рабочих (семья Ощепковых, Кетовых, Каменских). В годы гражданской войны большинство рабочих завода , вступили в ряды Красной Армии и с оружием в руках защищали молодое советское государство. 1918-1923 годы. По причине- войны и хозяйственной разрухи завод переживает недостаток рабочей силы, топлива, сырья и работает с большими перебоями и малой производительностью. 1924 год ~ Партийная и профсоюзная организации завода, мобилизуют рабочих и население поселка на восстановление хозяйства. Завод снова работает, но без металлургических цехов. Производится выпуск молотилок и конных приводов. В последующие годы завод осваивает выпуск конных плугов, борон, соломорезок, льномялок. 1929 год-Усилиями партийной и профсоюзной организации и всего коллектива завода снова разогреваются печи мартеновского и прокатного цеха- завод работает на полную мощность. В 1929 году присваивается имя первого секретаря ВЦСПС товарища Лепсе И.И. 1932 год-Силами завода строится и вводится в действие 3-х тонная мартеновская печь на мазуте с пуском которой кладется начало на заводе организации собственного стального фасонного литья и что послужило базой дальнейшего развития машиностроения на заводе. Начиная с 1932 года завод специализируется на выпуск дорожных и строительных машин: тракторных, конных, и ручных корчевалок, дорожных рипперов, камнедробилок, фрикционных лебедок. 1942 год-прекращение выпуска дорожных машин и начало производства более сложного оборудования для нефтяной промышленности. 1932-1941 годы-партийной организацией завода выпускается заводская многотиражная газета "Корчевалка". 1941-1945 годы- в период Великой Отечественной войны завод несколько снижал выпуск основных изделий и пеключался на выпуск продукции военного времени. Из среды рабочего коллектива завода более полутора тысяч человек ушло на фронт. На смену ушедшим пришли члены их семей, жены, братья и сестры, которые не щадя сил работали во имя победы над врагом. Из числа ушедших на фронт около 500 человек не вернулись домой -пали смертью храбрых, защищая свою Родину. Светлый день Победы дал возможность коллективу завода заниматься мирной продукции для нефтянников страны. 1942-1947 годы период выпуска чугунных задвижек. 1943 год-начало выпуска стальных задвижек. 1942-1967 годы -производство насосных штанг. Всего произведено 1655368 штук. 1947-1963 годы- период выпуска гусеничных тележек и тяжеловозов, которых всего выпущено-8871 штука. 1947-1963 годы-выпуск вентилей. 1955 год-начало производства стальных кранов.Всего на период 1942 -1971 годов выпущено всех видов промышленной трубопроводной арматуры, включая задвижки-1136964 штуки. 1952 год-реконструируется корпус механо-сборочнного цеха. 1956 год-введен в эксплуатацию новый кузнечно-термический цех, старая кузница, служившая заводу три четверти века снесена, место ее покрыто асфальтом. 1956 год-завод из убыточного предприятия, вошел в число рентабельных. В этом году достигнута прибыль 5 млн. 600 тыс. руб. У завода появился фонд предприятия. 1957 год-выпуск первой партии изделий на экспорт. 1958 год-коллективу завода по итогам работы за 4-й квартал присуждено 1-е место среди предприятий Упрметмашпрома Пермского Совнархоза. 1959 год-вступила в строй высоковольтная линия электропередач Пермь-Юго-Камск с подстанцией на заводе. Трасса электродвигателей протянулась на 44 км., на ней поставлено 197 металлических опор, подвешено 70 тонн электропроводов. 1962 год-прекращение производства проката из-за экономический целесообразности. Всего за период 1929-1962 годов заводом произведено-364945 тонн проката. 1965 год-ввод в эксплуатацию нового сталеплавильного цеха с установкой электродуговых плавильных печей. 1959-1965 годы-за годы семилетки производство завода выросло в 2 раза. 1965 год-коллектив завода организовал выпуск крановой фонтанной арматуры для обивки устья нефтияных и газовых скважин.В первый год ее выпущено-15 тонн. Фонтанная арматура становится перспективным изделием. На заводе создаются в настоящее время мощности длявыпуска 5000 тонн фонтанной арматуры в год. 1966 год-за успешное выполнение семилетнего плана 16 человек лучших производственников завода награждены орденами и медалями СССР. 1970 год-коллективом завода успешно завершен пятилетний план 1965-1970 годов. Достигнут рост производства на 33 %. В честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина коллектив завода награжден Почетной грамотой Обкома КПСС, Облисполкома, Облсовпрофа. Заводом завоевано третье классное место во Всесоюзном социалистическом соревновании предприятий министерства химического и нефтяного машиностроения по итогам работы за 3 квартал. Заводу присуждено также первое место с вручением переходящего Красного Знамени среди предприятий Обкома профсоюзов рабочих машиностроения. В 1970 году-966 человек носят почетное звание "Ударник коммунистического труда", присвоено звание 4 бригадам. За высокие производственные показатели награждены -395 человек наградами Министерства, ЦК и Обкома профоюза, РК КПСС и дирекции завода. 1971 год-Юбилей завода, 225 лет со дня основания.За успешное выполнение восьмого пятилетнего плана 28 лучших производственников завода награждены орденами и медалями СССР. Коллектив завода приступил к осуществлению заданий пятилетнего плана.

Аннотация

В настоящий момент отсутствует

Все существовавшие названия фондообразователя

Краткий заголовок Нач. дата Кон. дата
Юго-Камский машиностроителный завод 1753-01-01 1929-12-31
Юго-Камский машиностроителный завод им. И.И. Лепсе 1930-01-01 1992-12-31
Акционерное общество открытого типа "Юго-Камский машиностроителный завод им. И.И. Лепсе" 1993-01-01 1996-12-31
Открытое Акционерное общество "Юго-Камский машиностроителный завод им. И.И. Лепсе" 1997-01-01 2004-12-31